ДУХОВНЫЙ ЦЕНТР ШОРСКОЙ КУЛЬТУРЫ «ЭНЕ ТАГ» КАК НОВАЯ ФОРМА СОХРАНЕНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ МЫСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА КУЗБАССА
В. М. Кимеев
Статья посвящена новым формам сохранения этнокультурного наследия в городской и сельской среде Мысковского городского округа Кемеровской области (Кузбасса).
SPIRITUAL CENTER OF SHORSK CULTURE «ENE TAG» AS A NEW FORM OF PRESERVATION OF THE ETHNO-CULTURAL HERITAGE OF MYSKOVSKY URBAN DISTRICT OF KUZBASS
Valeriy M. Kimeev
The article is devoted to new forms of preservation of ethno-cultural heritage in the urban and rural environment of the Myskovsky urban district of the Kemerovo region (Kuzbass)
В настоящее время в состав Мысковского городского округа, кроме самого г. Мыски – первой столицы Горно-Шорского национального района (1925-1930), части которого (Центр, поселки Ключевой и Притомский) разбросаны на многие километры друг от друга, входят поселки бывшего Подобасского сельсовета: Подобас, Берензас, Бородино, Акколь, Балбынь, Усть-Мрас, Тутуяс, Аксас и поселки бывшего Чувашенского сельсовета: Чувашка, Чуазас, Тоз и исчезнувший под разрезом – Казас. На 2006 г. численность всего населения Мысковского округа составляла около 45 тыс. чел., из коих коренные жители – шорцы – составляли всего 1668 чел. Кроме разрезов, на территории округа располагаются крупные предприятия: Томь-Усинская ГРЭС и ЦОФ «Сибирь» [1, с. 9].
Духовный центр шорской культуры «Эне Таг» (Мать Гора) расположен в п. Чувашка (Устун аал), в 20 км от центра г. Мыски. Инициатором создания центра выступила городская общественная организация «Шория» во главе с директором «Благотворительного фонда развития шорского народа» Юрием Николаевичем Кастараковым. Место для центра выбрали шаманы из Алтая (Аржан Кезереков) и Хакасии (Людмила Кобежикова) и определили его как священное, предназначенное для духовного объединения. Центр создан не только для шорцев, но и для представителей других тюркских народов, которые приезжают в Горную Шорию для обмена знаниями и умениями. Коренные жители-шорцы Мысков и других городов верят в то, что «Эне Таг» поможет делать более уверенные шаги в деле возрождения шорского народа и станет для них родным домом. Торжественное открытие центра «Эне Таг» состоялось 3 ноября 2013 г. после камлания шаманов для благополучия и процветания места. Получив благословения духов, все участники праздника с пожеланиями добра и процветания для своего народа, близких людей и лично для себя подвязали чалама (цветные ленточки) на веревку коновязи шарчын. А затем, взявшись за руки и образовав неразрывный круг, с чистыми помыслами обошли три раза вокруг юрты (аала). Лишь после дружеских объятий с рядом стоящими соседями всем было позволено войти в новый «духовный храм» шорского народа.
Для гостей мероприятия с концертной программой в соседнем Доме культуры выступили ансамбль из Республики Алтай «Чагылган» («Искрящийся»), шорская певица Инна Тунекова (г. Междуреченск), а также мысковские национальные ансамбли «Отчагаш» и «От Эне». В холле все присутствующие полакомились традиционными шорскими блюдами [2, с. 19].
Комплекс духовного центра состоит из трех юрт-новоделов и одного дома народных ремесел из бруса, расположенных на огороженной забором-частоколом площадке между сельским Домом культуры и зданием бывшей администрации п. Чувашка.
В центре площадки расположен главный объект – большая юрта из бруса (место проведения ритуальных обрядов), слева от входа на площадку сооружен шарчын (специальная коновязь из одного высокого резного деревянного столба, окруженного четырьмя низкими столбами по углам, связанными веревкой, на которую привязывают цветные ленточки – чалама). Перед входом в юрту установлены две резные фигуры волка и волчицы из цельного дерева на постаменте, охраняющие покой и защищающие территорию от недоброжелателей.
По признанию шаманов здесь наблюдается особая энергетика. В короткие сроки активисты городского общественного движения «Шория» на средства администрации и управляющих угольных компаний отстроили своеобразную шорскую деревню – аал.
В главном строении деревни – большой 12-угольной юрте из бруса – на полках по стенам выставлены этнографические экспонаты городского историко-этнографического музея: предметы быта и домашняя утварь шорцев, шаманский бубен и другие культовые предметы.
Самая главная достопримечательность многоугольной юрты Центра духовной культуры шорского народа, со слов Ю. Н. Кастаракова, находится у стены напротив входа – это массивный, из цельного ствола дерева трон тынных чер (духовное место). Только после того, как человек попросит прощения у духов и очистит свои помыслы, ему позволено сесть в это кресло, попросить о чем-то самом сокровенном, но обязательно хорошем.
Расположенный на окраине п. Чувашка родник Су-еези, по преданию, дает целебную воду и является источником доброй энергии, целебных сил и является местом почитания духа воды суг эзи (Хозяйка воды), деревянная резная фигура которой установлена перед двухскатным навесом над родником. За короткое время у родника была построена беседка, созданы условия для забора воды. Его открытие состоялось в начале декабря 2014 г. Местные жители у источника высадили березу – священный символ шорцев.
В декабре 2016 г. открылась школа народных ремесел в деревянном здании мастерской, специально построенном на территории Духовного центра «Эне-Таг». Проект предполагает развитие народных промыслов, выпуск деревянной продукции, декоративно-художественных поделок и сувениров, способствует сохранению, возрождению и развитию народных промыслов шорского народа, обучению молодого поколения традиционным ремеслам. В мастерской работают два мастера: Владимир Васильевич Бекренев и Агата Андре – евна Кирсанова, изготовляющие берестяные туеса, разделочные доски, подушки с кедровой стружкой вместо пуха и другие предметы прикладного искусства. На территории центра ежегодно проводятся несколько шорских ритуальных праздников с приглашением гостей со всего Кузбасса.
Всего в Мысковском городском округе стараниями директора шорского благотворительного фонда «Развитие Горной Шории» Ю. Н. Каста- ракова было сооружено еще несколько коновя- зей-шарчынов как культовых сооружений: в п. Бородино (Пара-Таг) в 2015 г., в п. Красный Яр (Кызыл Яр) в 2018 г. По новым поверьям представителей городской шорской элиты, шарчын – это священный символ шорцев, у которого на веревки у столбиков привязывают разноцветные ленточки чалама, а также лестница в небо к богу кудай. В шорском фольклоре имеется одно упоминание о коновязи – алтын шарчын (золотая коновязь): «Карие кони – большой и малый – у золотой коновязи стоят» [3, с. 48, 51].
В шорских улусах Западной Хакасии деревянная коновязь-сарчын устанавливалась у некоторых ворот усадьбы, но сакрального значения не имела. ЕдинЕдинственный сохранившийся экземпляр такой коновязи высотой 62 см хранится на выставке в Хакасском национальном музее, но дополнительно украшен сотрудниками музея цветными ленточками на современный манер. По сведениям этнографа В. Я. Бута- наева, в хакасских преданиях сарчын устанавливался на перевалах для горных духов и их невидимых коней. Напротив, по непроверенным сведениям сотрудника ХакНИИЯЛИ А. А. Бурнакова, сарчыны использовались у некоторых родовых групп в качестве привязей для коней горных духов таг ээзи и устанавливались у подножия культовых гор, где раз в три года проводили праздники Таг тайых в честь горного духа-родоначальника либо покровителя данного рода. В богатырских сказаниях сарчыны постоянно упоминаются как элемент строений у резиденций героев сюжета. Отношение к сарчынам, установленным у усадеб в Хакасии, было почтительным, и после ее разрушения не разрешалось использовать остатки в качестве дров, выбрасывать куда- либо, иногда использовали ее как слегу и водружали на крышу юрты/дома.
Экспозиционный комплекс, примыкающий к Духовному центру экомузея, будет состоять из трехсекционного навеса с реконструированной глиняной плавильной печью (аналог раскопанной археологами печи у п. Тоз) с двумя воздуходувными мехами, коробом с каменьями железной руды и коробом с древесным углем.
Во второй секции – каменная наковальня- кузница, железные молотки с клещами и короб для криц. В третьей секции оборудована мастерская для лепки глиняной посуды. Рядом предполагается реконструкция подлинного двухъярусного амбара из п. Учас, находящего в экспозиции «Шорский улус Кезек» музея-заповедника «Томская писаница».
Кроме этого, проектом предусмотрено: реконструкция бревенчатого амбара-кузницы (аналог амбара из п. Дальний Кезек, конец XIX в.) с сам- цовой двухскатной желобовой крышей. Внутри будет кузнечный горн с мехами, железная наковальня с кузнечным инструментом.
Дополнением экспозиции станет реконструкция деревянной летней юрты сенек из п. Дальний Кезек Таштагольского района постройки 1927 г. с открытым очагом кулеймазе у стены напротив входа, ручной каменной мельницей тэрбен в левом углу от входа, деревянной лавкой вдоль левой от входа стены, ткацким станком кендырь тыбеге и детской дощатой колыбелью пепий у правой стены, столом в правом от входа углу и лавками, берестяной и деревянной утварью на полках по стенам. Снаружи у стены сенека будут установлены: ручная кожемялка талык, аппарат монгольского типа для выгонки араки, а также заготовка для деревянных охотничьих лыж. За сенеком – пчелиный улей-колода и срубная двухместная собачья конура.
В центре площадке реконструируется святилище тайелга, широко распространенное у всех тюркских народов Саяно-Алтая, в виде лабаза тастака на 4-х столбах, опорного столба с развилкой для жерди с навешенной на него лошадиной шкурой с копытами и черепом. У тайелги обычно складывался костер, а рядом ставился на камнях большой железный казан для варки мяса. Использовался во время ритуальной плавки железа или жертвоприношения лошади.
В экомузее предполагается также реконструкция орехо-промыслового стана в составе: навеса со станком для размалывания кедровых шишек, избушки-одага из полубревен для ночлега, срубного амбарчика на высоких столбах для хранения продуктов, небольшого срубного амбара под односкатной желобовой крышей для хранения ореха, бревенчатой эстакады для погрузки мешков с орехом на вьючную лошадь.
Каждый год летом на территории Духовного центра проводится национальный шорский праздник Томазак-Пайрам, на спортивной детской площадке в центре поселка Чувашка. На праздник собираются сотни людей разных делегаций городов и поселков Горной Шории, в состав которых входят творческие фольклорные коллективы, члены общественных национальных объединений, спортсмены, руководители Ассоциации шорского народа и глава Мысковского городского округа.
ЛИТЕРАТУРА
Голишев С. Мыски. История. Судьбы. Современность. – Новокузнецк: Новокузнецкий полиграфком- бинат, 2006. – 282 с.
Кимеев В. М., Копытов А. И. Горная Шория: история и современность. Историко-этнографические очерки: монография. – Кемерово: Примула, 2018. – 600 с.
Дыренкова Н. П. Шорский фольклор: зап., пер., вступ. ст. и прим. Н. П. Дыренковой. – М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1940. – 448 с.