
РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКИХ РЕГИОНАХ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА)
З. В. Анайбан
Статья посвящена изучению опыта реализации государственной молодежной политики в Республике Тыва. В числе важных аспектов исследования — определение достигнутых результатов и выявление специфических проблем, связанных с более эффективным осуществлением молодежных программ в российских регионах. Работа основана на данных официальной статистики, а также на материалах Министерства по делам молодежи и спорта Республики Тыва.
IMPLEMENTATION OF THE STATE YOUTH POLICY IN RUSSIAN REGIONS (ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF TUVA)
Zoya V. Anayban
The main goal of this article is to study the experience of implementing the state youth policy in the Republic of Tuva. Among the important aspects of the research were of the identification of results achieved and the definition of specific problems related to the more effective implementation of youth programs in the Russian regions. The work is based on official statistics, as well as on the materials of the Ministry of youth and sports of the Republic of Tuva.
По материалам Федеральной службы государственной статистики по Республике Тыва, на сегодняшний день удельный вес юношей и девушек в возрасте 15-29 лет, проживающих в данном регионе, в общей численности населения достигает 19,6 % [1, с. 40]. Для сравнения отметим, что пятью годами ранее этот показатель был заметно выше — 23,8 % [2, с. 19]. В настоящее время большинство из них проживает в городах (59,8 %) [3, с. 40-41]. Согласно итогам последней Всероссийской переписи населения, в Туве удельный вес молодых людей (15-29 лет) в общей численности представителей титульной национальности — тувинцев — составлял 30,5 %, что заметно выше, чем доля молодежи в числе всего населения региона [4, с. 318, 329]. Данное обстоятельство прежде всего обусловлено высоким уровнем рождаемости титульного этноса.
В отличие от Российской Федерации в целом, где самый высокий коэффициент рождаемости приходится на возрастную группу женщин 25-29 лет, в Туве этот показатель, как и в предыдущие годы, наиболее высок у 20-24-летних женщин [1, с. 46]. Следует особо отметить, что за последние три-четыре года в Туве прослеживается тенденция постепенного снижения уровня смертности во всех трех молодежных группах (соответственно 15-19, 20-24 и 25-29 лет) [1, с. 47].
По данным официальной статистики, в Туве самый высокий показатель вступления молодежи в брачные отношения наблюдается среди 25-34-летних [4, с. 16]. Причем среди этой возрастной группы численность заключающих брачные союзы из года в год заметно увеличивается. Так, если в 2015 г. вступили в брак 972 молодых человека, то в 2017 г. их число возросло до 1400 [1, с. 50]. Кроме того, как мы ранее писали, среди местной молодежи все большую популярность приобретает так называемый «гражданский брак», когда молодые люди, проживая вместе, не спешат официально оформлять свои отношения. Этот факт в определенной степени влияет и на статистику, фиксирующую довольно высокой процент детей, рожденных молодыми женщинами, не состоящими в браке.
Итак, нормативно-правовой основой реализации государственной молодежной политики на территории данного региона является закон Республики Тыва от 11 ноября 2011 г. № 954 ВХ-I (с изменениями на 13.07.2016) «О государственной молодежной политике в Республике Тыва». Закон устанавливает правовые основы, общие принципы, основные направления государственной молодежной политики в Республике Тыва, а также полномочия органов государственной власти Республики Тыва в указанной сфере.
Исполнительным органом, осуществляющим государственную молодежную политику в Туве, является Министерство по делам молодежи и спорта Республики Тыва. Государственная молодежная политика этой структурой реализуется в рамках государственной программы Республики Тыва «Развитие системы государственной молодежной политики на 2014-2018 годы» (с изменениями на 11.04.2018 г.). Кроме того, цели государственной политики определены также в «Концепции государственной молодежной политики в Республике Тыва до 2020 г.», а на федеральном уровне — в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.» и «Основах государственной молодежной политики в Российской Федерации на период до 2025 г.».
В соответствии с указанными программными документами базовыми направлениями государственной молодежной политики являются формирование системы ценностей с учетом многонациональной основы нашего государства, развитие инновационных образовательных и воспитательных технологий, создание условий для самообразования молодежи, формирование ценностей здорового образа жизни, создание условий для реализации потенциала молодежи в социально-экономической сфере и благоприятных условий для молодых семей, создание развитой инфраструктуры государственной молодежной политики.
Исходя из представленных материалов республиканского Министерства молодежи и спорта, можно констатировать, что в целом деятельность его достаточно многогранна. В частности, на данном этапе одним из важных направлений государственной молодежной политики на всех уровнях (муниципальном, республиканском) является развитие гражданской активности молодежи через участие в молодежных и детских общественных организациях (объединениях), Молодежном правительстве Республики Тыва, Молодежном парламенте Республики Тыва. На сегодняшний день общий охват молодежи общественными организациями достигает 30 тыс. человек. Проектная деятельность молодежи и молодежных организаций (объединений) поддерживается в виде грантов республиканских конкурсов «Социальный проект», «Доброволец года» и республиканского конкурса «Молодежный бизнес-проект».
Следует отдельно сказать, что значимыми мероприятиями, направленными на формирование патриотизма, профилактику этнического и религиозно-политического экстремизма в молодежной среде, стали молодежный образовательный форум «Тува — территория развития», форум студенческих землячеств городов России и СНГ, кубок КВН председателя правительства, республиканский слет детских общественных организаций и объединений и мн. др.
Как неоднократно подчеркивалось в различных докладах и отчетах Министерства по делам молодежи и спорта Тувы, с целью обучения и государственной поддержки юношей и девушек во всероссийском пространстве ежегодно организуются выезды делегаций с проектными работами на всероссийские и межрегиональные молодежные площадки, такие как Всероссийский молодежный форум «Селигер», молодежный образовательный форум «Территория инициативной молодежи «Бирюса»», межрегиональный молодежный этнотуристический форум «Этнова: теплая Сибирь», Всероссийский слет сельской молодежи в Алтайском крае, межрегиональный молодежный форум «Байкал-2020», Всероссийский фестиваль «Студенческая весна» и др.
В Туве в последнее время достаточно широкую известность получило волонтерское движение. В постановлении правительства республики, опубликованном весной 2018 г., сказано, что в числе приоритетных направлений деятельности Министерства по делам молодежи и спорта Республики Тыва на 2018 г. является развитие добровольческой (волонтерской) деятельности среди молодежи. В этой связи были предусмотрены разработка и утверждение соответствующих мер по проведению в 2018 г. на территории республики Года добровольца (волонтера) и создание республиканского корпуса добровольцев (волонтеров).
Кроме всего прочего, с нашей точки зрения, особого внимания заслуживают проведенные не так давно по инициативе исполнительного органа по делам молодежи среди представителей молодого поколения социологические опросы, нацеленные на изучение настроения молодежи, выявления наиболее острых социальных проблем, волнующих современную молодежь, в числе которых следует назвать исследование на тему «Социальное самочувствие молодежи в Республике Тыва», «Социальное положение молодых семей в Республике Тыва», «Выявление протестного потенциала и точек напряженности среди молодежи». Полагаем, что полученные в процессе этих исследований материалы и сделанные на их основе выводы и разработанные положения послужат своего рода ориентиром в деле улучшения и оптимизации работы структур, участвующих в реализации тех или иных молодежных программ.
И все же, не умаляя обоснованности и значимости всей проделанной и проводимой соответствующим органом работы, по нашему убеждению, государственная молодежная политика должна акцентировать внимание и прежде всего «строиться на следующих трех китах» — работа, образование и жилье. Рассмотрим, как в этом плане обстоят дела в Туве.
Не секрет, что проблема трудовой занятости российской молодежи и по сей день, особенно в регионах, является одной из актуальнейших. И, как справедливо отмечают исследователи, последствия экономического кризиса 2014 г., санкции, пенсионная реформа, горизонты Четвертой промышленной революции сказываются не только на выстраивании молодыми трудовых стратегий, отличных от предшествующих поколений, но и на самом отношении к труду, ее мотивации [5, с. 158]. В Туве доля представителей молодого поколения в общем числе занятого населения составляет чуть менее четверти (22,5%). По этому показателю молодежь уступает лишь группе 30-39-летних [1, с. 65]. Однако, как известно, в республике одной из острых социальных проблем была и остается проблема молодежной безработицы. В 2017 г., по имеющимся последним эмпирическим данным, из всего числа официально зарегистрированных безработных более трети составили молодые люди от 15 до 30 лет (35,4 %) [1, с. 67]. Несколькими годами ранее численность их была еще выше и достигала 37,1 % [6, с. 155]. Причины этого положения в некоторой мере раскрываются в данных о количестве принятых на обучение в образовательные организации по программам подготовки. Так, если на подготовку квалифицированных рабочих и служащих в 2013 г. было принято 3298 чел. и выпущено 2927 чел., то к 2017 г. количество принятых уменьшилось до 1717 чел., а выпущенных — до 2353 чел. [1, с. 127].
На сегодняшний день для улучшения создавшегося положения местным молодежным ведомством предпринимаются определенные шаги. Так, например, при содействии Министерства труда и социального развития Республики Тыва организуется временное трудоустройство молодежи по программам «Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18», «Организация временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые». Создана система конкурсной поддержки молодых граждан, занимающихся сезонными работами. Тувинским региональным отделением молодежной общероссийской общественной организации «Российские студенческие отряды» ежегодно заключаются соглашения «О трудоустройстве» с предприятиями.
Как сказано в основополагающих документах, в приоритетных направлениях молодежной политики в Республике Тыва значится создание оптимальных условий для развития молодежного предпринимательства, расширения возможностей для молодых людей реализовать свои предпринимательские инициативы и создать собственное дело. Так, например, в республике на протяжении ряда лет проводились целевые программы, направленные на развитие и содействие молодежного предпринимательства, в числе которых «Молодежь Республики Тыва», «Государственная поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства по Республике Тыва», «Снижение напряженности на рынке труда», а также отдельные муниципальные целевые программы. Регулярно, начиная с 2011 г., на образовательных площадках молодежного образовательного форума «Тува — территория развития» («Дурген») по направлениям «Социальная активность» и «Предпринимательство» проходят обучение более 300 молодых людей. Кроме того, региональным министерством экономики и бизнес-инкубатором Тувы в рамках реализации подпрограммы «Ты — предприниматель» проводятся в разных районах республики выездные обучающие курсы «Начни свой бизнес».
При этом руководство республики, исходя из ограниченности ресурсов молодых людей, их финансовых проблем, брало на себя затраты на обучение тех, кто желал открыть собственное дело. Главный показатель эффективности реализации программных мероприятий определен количеством молодых людей, открывших собственный бизнес. Вместе с тем мы не уверены, что при этом учитывалось, что далеко не все молодые люди предрасположены к предпринимательской деятельности и не у всех это получается, как говорят в народе, для этого нужен определенный талант и везение. К тому же учет велся только по открывшим свое дело, но не анализировалось, сколько за этот период новичков-пред- принимателей «прогорели» и по каким причинам.
Иными словами, привлечение молодежи к предпринимательской деятельности — это всего лишь один из путей решения трудоустройства молодежи, который к тому же не ограничивается только обучающими тренингами. О недостаточной обоснованности выбора в качестве приоритетной задачи участия молодежи в предпринимательской деятельности нас убеждают данные за 2015-2017 гг., иллюстрирующие численность организаций по формам собственности за 20132017 гг. Так, если в 2013 г. частных организаций в Туве насчитывалось 1898 единиц, то к 2017 г. их количество фактически не изменилось и составило 1895 единиц [1, с. 201].
Добавим также, что отчасти решению вопроса трудоустройства молодежи способствует создание на территории Тувы фермерских хозяйств. Глава республики Ш. В. Кара-оол, выступая перед депутатами Верховного Хурала с отчетом о результатах деятельности правительства Республики Тыва, сказал, что в 2018 г. «по проекту «Кыштаг для молодой семьи», который имеет мультипликативный эффект, 313 молодых семей создали для себя жизненную базу — организовали фермерские хозяйства. Практически все справились со стартовыми условиями. Наш «Кыштаг» принят Министерством сельского хозяйства России как модельный проект по созданию животноводческих фермерских хозяйств и в других регионах». Можем предположить, что данная программа имеет неплохие перспективы, но при этом важно выстроить репрезентативную систему оценки эффективности предпринимаемых мер.
Относительно сферы образования данные официальной статистики свидетельствуют, что в целом сложившаяся здесь ситуация по сравнению со всеми другими сферами все же более- менее благополучна. Другой вопрос, что в настоящее время на местном рынке труда все более рельефно проявляется тенденция возрастающего разрыва между спросом и предложением, то есть несоответствия между полученным образованием и требованием рынка. Как итог из-за отсутствия вакантных мест по полученной специальности молодые люди, имея высшее образование, либо устраиваются работать не по профилю, либо вынуждены искать работу за пределами республики. Безусловно, в данной ситуации соответствующим региональным органам необходимо серьезно проработать вопрос и создать условия для профессиональной переподготовки молодежи с учетом местного дефицита и спроса на ту или иную специальность.
Что касается жилищного вопроса, несмотря на то, что молодые семьи получают государственную поддержку на приобретение и строительство жилья, все же острота жилищной проблемы в Туве последние годы не ослабевает. В целях содействия улучшению жилищных условий молодых специалистов реализуется Порядок предоставления субсидий на компенсацию части затрат по ипотечным кредитам (займам) на приобретение (строительство) жилья в Республике Тыва лицам, окончившим с отличием государственные учреждения высшего профессионального образования. Вместе с тем, по данным органов статистики, за 2013-2017 гг. получили жилые помещения и улучшили жилищные условия 3176 семей [1, с. 111]. Однако в тот же период в молодежных возрастных группах жениха и невесты 18-25 лет и 25-34 года было заключено 7712 браков, и на этом фоне процесс обеспеченности молодежи жильем представляется весьма проблематичным [1, с. 50].
В целом же нельзя не признать, что, несмотря на имеющиеся в Туве проблемы и нерешенные вопросы, в сфере молодежной политики в республике проводится большая и разнообразная работа. Сравнение представленных по этому вопросу материалов с предыдущими годами свидетельствует об активизации и некотором повышении результативности деятельности молодежного сообщества. Тем не менее сложившаяся ситуация все же оставляет желать лучшего. На наш взгляд, упомянутые нами программы во многом носят декларативный характер, в большей степени ориентированы на проведение различных массовых мероприятий, в основном воспитательно-пропагандистского характера. Не умаляя значения таких акций, все же подчеркнем, что результат дают целевые меры, которые можно оценить по конкретным качественным показателям, а не только по числу участников. По нашему мнению, остались нераскрытыми итоги последних пяти лет по проблемам получения молодежью доступного жилья, высшего образования, создания системы трудоустройства после окончания учебного заведения, обеспеченности молодых семей местами в детских дошкольных учреждениях, среднего уровня дохода молодых людей.
Кроме того, усиленного внимания государственных органов требуют вопросы ранних браков и разводов среди молодежи, преступности, культуры поведения и другие, не менее острые социальные темы. Возможно, на результативности и эффективности работы с молодежью сказывается и то обстоятельство, что в отличие от предыдущего периода во все постсоветские годы молодежное ведомство не было самостоятельной структурной единицей, находилось в составе другой организации. И еще, как бы это пафосно ни звучало сегодня, лозунг советских времен «Кадры решают все» в данном случае как никогда актуален, т. е. речь идет о том, что для работы в современных молодежных организациях требуется профессиональная подготовка, которая, как показывает практика, начинается со школьной скамьи.
Не так давно Федеральным агентством по делам молодежи были разработаны и внедрены рейтинговые показатели государственной молодежной политики, позволяющие оценить работу региональных органов исполнительной власти по делам молодежи. Деятельность региональных структур рассматривалась по совокупности критериев эффективности их работы по осуществлению государственной молодежной политики, которые состояли из следующих направлений: мероприятия, финансовая поддержка инициативной молодежи, обеспечение реализации государственной молодежной политики, комплекс мероприятий по приоритетному направлению текущего года. После подведения итогов данные этого рейтинга за 2018 г. были опубликованы на сайте агентства. В системе ключевых показателей по реализации государственной молодежной политики список возглавил Красноярский край (77,99 % выполняемости). К сожалению, Тува не вошла в двадцатку лидеров. Несомненно, подобные рейтинги стимулируют и «подстегивают», создают дополнительный импульс для решения поставленных задач. Очевидно, что в Республике Тыва предстоит большая работа по реализации важных направлений молодежной политики, где многие аспекты молодежных проблем все еще ждут своего решения.
ЛИТЕРАТУРА
Статистический ежегодник Республики Тыва. — Кызыл, 2018. — 439 с.
Статистический ежегодник Республики Тыва. — Кызыл, 2013.
Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года. В 11 томах. Т. 4. Национальный состав и владение языками, гражданство. Кн. 1. — М.: ИИЦ «Статистика России», 2012. — 848 с.
Численность населения по полу и возрастным группам по Республике Тыва на 1 января 2016 г. — Кызыл, 2016.
Демиденко С. Ю. Молодежь и ее работа: конструирование трудовой биографии // Социологические исследования. — 2019. — № 4. — С. 158-161.
Регионы России. Социально-экономические показатели. 2015. Стат. сборник. — М.: Росстат, 2015. — 1268 с.