МУЗЫКАЛЬНЫЙ КОД В ЛИРИКЕ ЛАЗАРЯ КОКЫШЕВА
THE MUSICAL CODE IN THE LYRICS OF LAZARYA KOKYSHEVA
А. О. Санаа
A.O. Sanaa
Статья посвящена рассмотрению музыкальных образов в лирике алтайского поэта Лазаря Кокышева путем использования структурно-семиотической методологии. Цель работы – сформулировать понятие музыкального кода и обозначить его составляющие.
The article is devoted to musical images in the lyrics of altai poet Lazar Kokyshev by using structural and semantic methologies. The purpose of research is to formulate the concept of the musical code and label its components.
Тема «Кокышев и музыка», несмотря на достаточно длительную историю изучения, исследована еще в недостаточной степени. Интерес писателя к музыке связан с несколькими факторами, в первую очередь, биографическим и историко-культурным.
Как пишет литературовед Н. Киндикова, семья Кокышевых была музыкально-творческая: «Мать поэта Арина Саналовна Сабашкина, ее алтайское имя – Куучынчы, что переводится как «разговорчивая». Ее речь, по словам свидетелей, была необыкновенно богатой, насыщенной народными изречениями, афоризмами, присказками. Ее дар переняла старшая дочь Таисья Васильевна, с кем нам удалось вести неоднократно беседы, этот дар речи передался и Лазарю Кокы- шеву, приумножившему его своим усердным учением у классиков русской и зарубежной литературы» [1]. Как и все алтайские семьи XX в., несмотря на сложный период в истории страны и Алтая, семья Кокышевых любит проводить досуг за игрой на гармони, комусе. Интерес поэта к музыке, литературе усиливается и развивается в юношеские годы, когда он обучается в областной национальной школе, московском литературном институте имени А. М. Ворького. Поэта того периода вспоминает его тетя М. Н. Чендекова: «Всегда удивлял своей открытостью, изумительным чувством юмора, прекрасно пел частушки и на русском и на алтайском языках» [2, с. 4].
Музыка располагала Кокышева к литературному творчеству. Музыка в произведениях Кокышева – это чаще всего то, что входило в музыкальный быт людей его времени (народные песни, популярные песни, романсы, юморески, часту ш ки. инструментальные пьесы). Музыкальной была даже устная речь писателя.
В. Чичинов отмечает «ритмические элементы стиха, музыкальное насыщение метрики, активное употребление новых для алтайской поэзии лексических средств <…> предельное нагнетание напряженности метафор, эпитетов, сравнений и других литературных тропов» в поэтических текстах Л. Кокышева [3, с. 13-14].
Биография Кокышева связана с именами выдающихся музыкантов: А. Тозыякова, Б. Шульгина, В. Хохолкова, В. Пешняка и др.
Музыкальность произведений Кокышева заметили музыканты и композиторы, положившие многие произведения Кокышева на музыкальную основу, – по кокышевским сюжетам написано свыше 20 произведений. Обобщая наблюдения исследователей о музыке и музыкальности в произведениях Кокышева, можно отметить следующее: многие кокышевские произведения имеют музыкальные сюжеты: об этом прямо говорят их заголовки («Кожон’», «Чуранам, ойнозон». «Тайгыл керегинде баллада» и др.); в качестве персонажей в произведениях выступают музыканты; музыка живет в произведениях Кокышева в тесной связи с миром природы; музыкальность кокышевской лирики проявляется на различных уровнях структуры.
Музыка – самое символическое из всех искусств, один из самых высоких способов символического мышления, поскольку в основе всякого символического мышления лежат музыкальные основания. И наоборот, символы определяются музыкальными принципами.
Музыкальный код лирики Л. Кокышева включает в себя:
– образ музыки, т. е. музыкальные произведения, упоминаемые в стихотворениях, их семантику и функции;
– персонажи, связанные с музыкой, поющие и играющие на различных инструментах (музыканты и дилетанты);
– музыкальные инструменты;
– музыкальные мотивы;
– музыкальные ассоциации;
– музыкальные аллюзии;
– танцы;
– музыкальность как ритм прозы и поэзии;
– музыкальность композиции;
– жанры.
Лирические жанры – песни, частушки, романсы, баллада, колыбельная – широко представлены в творчестве Л. Кокышева.
Поэтика раннего Кокышева связана, прежде всего, с традициями народного творчества. Свой творческий путь поэт и начал с подражания фольклору, а именно с колыбельных песен «Кабай кожон-», «Эненин кожоггы» [1, с. 14]:
Уйукта, уулым, уйукта,
Улустар терегг уйкуда.
Карыксынып ыйлаба.
Кару энен]анында.
Лазарь Кокышев перевел, как известно, на алтайский язык «Колыбельную песню» М. Лермонтова:
Уйукта, балам, уйукта.
Баю-бай.
Кабайынды алтын ай Араайынан фыктайт Мен кожондоп берейин,
Чбрчбк сете айдайын.
Козин jyMyn, уйукта.
Баю-бай… [2, с. 253].
Некоторые песни Кокышева стилизованы под фольклор и воспринимаются как народные песни:
Первый снег…
Первый снег Пробегает дорожкой.
Первый снег – Прилипает к окошку.
Первый снег – Словно заячья шубка.
Первый снег…
Первый снег – Словно девичья шутка.
Первый снег…
Первый снег Над дорогой кружится
И несмелый такой Мне на плечи ложится.
Он боится тепла,
О морозе мечтает.
Первый снег…
Первый снег.
Он, конечно, растает.
Может быть, потому Он до слез мне приятен.
Первый снег.
Первый снег…
Восторженная интонация свойственна многим кокышевским произведениям фольклорного происхождения. В такой лирической манере написаны «Чуранам, ойнозон», «Той», «Ойной- лык» |1_ с. 25]. Особый характер мироощущения молодого поэта, воспитанного в семье, где веселье, шутка, поговорка, частушка были обыденным явлением, оказал влияние на его творчество. В стихотворении «Ойнойлык» в качестве эпиграфа использована народная песня:
Арка jepre чыгала.
Ай чыкканча, ойнойлык.
Алтай эки ]ыламаш
Айланганча ойнойлык.
Частушки – это «народные короткие песенки, отличающиеся быстрым, учащенным темпом исполнения. Частушки большею частью состоят из четырех коротких стихов, попарно рифмующихся».
Считается, что впервые термин «частушка» ввел в апреле 1889 г. Глеб Успенский в своем очерке «Новые русские стишки», опубликованном в газете «Русские ведомости». До этого данная форма народного творчества носила различные названия. Частушка, по сравнению с песнями, мобильнее. Она быстрее откликается на жизнь, ближе связана с ее текущими нуждами, легко запоминается. И точно отражает сущность того или иного события, чувства, горя, душевного настроя. Сиюминутно пришедшая в голову мысль, сиюминутное настроение получили возможность мгновенного отклика в короткой песенке [6, с. 48].
Частушечные мотивы в творчестве автора встречаются в сборнике «Красный цветок» («Кызыл чечек») в стихотворениях «Той», Иарбы ныш» и т. д.:
Албатымныи ойынын Ойногор. мен кбрбйин.
Чуми jOK оный кожонын Кожондогор, угайын [1, с. 50].
Беретен ]устук – белегиit Береечи болуп – бербегеи.
Кечуге кызыл эпирце
Келеечи болуп – келбегеи [1, с. 50].
По сравнению с частушкой, романс – это более субъективное образное изложение жизненных перипетий и тип жанровой организации. Поэтическая мысль, проникая в суть человеческих отношений, нередко фиксирует мельчайшие изменения настроений, чувств, что соотносится с тонкой художественной «отделкой» стиха [6, с. 80].
Стихотворения Кокышева, которые стали известны как романсы, исполняются по сей день: «Карлагаш», «Кун келди», «Сен кем?», «Адьнт кем?», «Кзражай кыстын алдына…», «Кара косту кыс болгон…» и т.д. [2, с. 74—76].
Но не только романсы и частушки на стихотворения Лазаря Кокышева стали популярны. Существуют и другие жанры исполнения его творчества, например, баллады «Кус», «Уредучи кыстыьг оды», «Калганчы тун», «Тайганыьг уулы», Ланы |ыл». Произведение «Тайгыл кере- гинде баллада» написано в жанре стихотворения, но в названии отмечено как баллада.
В названиях многих стихотворений содержится жанровая принадлежность к песне: «Карыган солдатты ы кожоны», «Ми к ист и и кожоны», «Туулардьпт кожоны», «Кожшг ло уч сбс» и др. Как говорилось выше, поэзия Кокышева музыкальна, об этом свидетельствуют популярные песни, исполняемые в настоящее время: «Шуралай», «Карлагаш», «Адьнт кем?», «Катап ла |ыгылдым. ыйлаба, энем» и т.д. [1, с. 147].
Л. Кокышев, родившийся в крестьянской семье, как человек и поэт, очень любил свою родину. Он глубоко чувствовал ее душу, жизненный уклад и менталитет «человека из гор». Он необычно и по-новому для своего времени изобразил красоту природы и сельской жизни. Кокышев, который с детства впитывал быт и традиции алтайского народа, очень точно, многообразно и естественно отобразил культуру и важные моменты жизни человека. И, конечно, он необычайно красиво и одухотворенно писал о природе Горного Алтая. Музыка природы изобилует в творчестве поэта: «Куски салкын», «1аскы салкын кожондойт», «Поярканыгг бал- дары», «Адам», «Арина», «Сакылта», «Кышкы тун», «Туш», «Кышкы фантазия». Исследователь У. Текенова отмечает частотность образа свистящего, дующего ветра в произведениях Кокышева [4, с. 19]. Природа Кокышевым изображена многокрасочнее и живее, чем настоящая. Поэт не живописует природу, глядя на нее со стороны, на расстоянии, а «растворяется» в ее красках и звуках: «тдмди капчалда / толкулар шуулажат», «кок ]алакдар / ырсшктак кбрунген», «тышкары куиун / joniKOH кыйгырат?», «укулер ооруп / уур онтожот» и т.д. Кокышев любит не статичные образы, а живую природную динамику, выражая через нее этапы человеческой жизни.
Таким образом, музыкальная традиция в лирике Л. Кокышева отобразилась ярко, живо. Л. Кокышев неповторимым образом «оживлял» пейзажи алтайской природы в поэтических строках, его многие стихотворения, так схожие с фольклорным творчеством, отображали личностные переживания, имели индивидуальный окрас. В то же время сохранялась форма, рифма, основные мотивы и линии устного народного творчества. Его поэзия душевная, восторженная и грустная, страдальческая. Это можно увидеть и в частушках поэта.
Кроме фольклорных мотивов, в стихотворениях Л. Кокышева чувствуется мотивы другого песенного жанра – романса. Его стихи мелодичны, душевны, лиричны, поэтому легко ложатся на музыкальное сопровождение этого жанра.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кокышев Л. В. Лирика. – Горно-Алтайск: ОАО «Горно-Алтайская типография». 2013.
2. Кокышев Л. В. Туба. – Горно-Алтайск: БУ РА Литературно-издательский Дом «Алтын – Ту у», 2016.
3. Личность Лазаря Кокышева в этнокультурном пространстве. [Электронный ресурс] звезда- a.iTaji.p(|)>lichnost-lazarya-kok\shc\a-\.. .6042 (дата обращения: 14.04.2019).
4. Текенова У М. Л. В. Кокышевтин чумделгези: литература билим кычырыш. – Горно-Алтайск, 2013.
5. Улыбка поэта: сборник стихов и пародий. – Горно-Алтайск: Книжное издательство «Юч- Сюмер» Республики Алтай, 1993. – 128 с.
6. Фольклорные жанры. [Электронный ресурс] русскийбезпроблем.рф>риЬ1..То1к1ог_г11апгу_ folklora… (датаобращения: 14.04.2019).