ОТЗЫВ НА «АККОРДЫ» ТЕАТРА «БЕЛЫЙ РОЯЛЬ»
THE REVIEW ON THE CHORDS OF THE "WHITE PIANO" THEATRE
Н. К. Баранова
N.K. Baranova
Данная статья – отзыв о яркой, содержательной, по-современному креативной, актуальной работе камерного театра монолога «Белый рояль» под руководством неравнодушного, талантливого человека, заслуженного артиста России и Хакасии, профессора Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, автора театроведческих работ Виктора Федоровича Шлыка. В параметрах жанра «интервью» раскрываются истоки и творческие вехи режиссера-новатора, творческие тайны наиболее ярких постановок, можно сказать, его «авангардного» театра, совмещающего в своей художественной палитре слово и музыку, артистическое искусство и театральный эффект.
This article gives the review on the colorful, informative, modernly creative, topical work of the chamber theatre “White piano” under the supervision of the passionate, talented person, honored artist of the Russian Federation and the Republic of Khakassia, professor of Khakass State University named after N. F. Katanov, the author of the drama study works – Victor Fedorovich Shlyk. The origins and creative milestones of the producer-innovator, the creative secrets of the most striking performances are revealed within the parameters of the “interview” genre. One can call it as his “avant-garde” theatre, that combines in his artistic palette words and music, artistic art and theatrical effect.
Мне посчастливилось увидеть немало спектаклей, поставленных Шлыком Виктором Федоровичем с молодежным камерным театром монолога «Белый рояль». Интересные сюжеты, захватывающие своим содержанием, яркий артистизм исполнителей, передающих глубокие чувства, необычная форма спектаклей, которая складывается из монологов великих классиков, живая музыка – вот характерные черты его постановок. Все актеры умело проникаются значимостью своего монолога в данном спектакле, отчего в целом действие развивается гармонично, и веришь каждому слову выступающих.
Самое интересное в постановках Виктора Федоровича – это то, что почти все его актеры обладают несколькими сценическими талантами: они прекрасно читают стихи, ярко ведут монологи и диалоги, выразительно поют, играют на различных музыкальных инструментах, а главное, умеют своим действием на сцене проникнуть в глубину души каждого зрителя.
В связи с этим понятно, почему камерный театр монолога «Белый рояль» выступает с огромным успехом перед учащимися Детской художественной школы им. Д.И. Караганова, в Абаканской картинной галерее, в музыкальном и педагогическом колледжах, перед студентами Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, в военной части и т.д. Театру рукоплескали в Центре детского творчества ТЮЗ «Бригантина» на родине П. И. Чайковского в г. Воткинске.
Многогранная творческая деятельность В Ф Шлыка (1945), ровесника праздника Победы, по достоинству была отмечена. Виктор Федорович имеет следующие титулы: заслуженный артист Хакасии (1993), заслуженный артист России (2005), член Союза театральных деятелей России, член правления Хакасского отделения Союза театральных деятелей, член Союза журналистов России, кавалер премии «Общественное признание», профессор Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, автор двух театроведческих трудов и учебных пособий «История запад но-европейского театра» и «Грим».
После просмотра ряда спектаклей, великолепно поставленных В. Ф. Шлыком, мне захотелось написать благодарственный отзыв на его замечательную творческую работу. Для этого я подготовила ряд вопросов, на которые Виктор Федорович благосклонно ответил.
– Где вы учились театральному искусству?
– Я закончил Краснодарский институт искусств (теперь он называется «университет искусств»), режиссерское отделение.
Но это было потом…
На самом деле, все, чем я богат, – все это мне дала природа и та среда, в которой я вырос. А вырос я в настоящей российской глубинке на Брянщине в чисто славянском мире, где естественно сочетались речь и обычаи русских, украинцев, белорусов, где я застал еще чисто народные свадебные и религиозные праздники, где говорили на особенном диалекте, состоящем из русских, украинских и белорусских словосочетаний («бульба», «цибуля», «няхай», «чаго ты хочешь»…). Это настоящая музыка речи! Все это было в далекой глуши, среди лесов, лугов и чистой речки по названию Ельня, в 20 километрах от города Клинцы, в поселке Свобода Гнилушского сельсовета.
Учился я в начальной школе нашего поселка, где было только два ученика, а дальше была семилетка в Гнилуше, куда я ходил пешком за семь километров в любую погоду и почти без дороги – по лесу, по голому полю и каждый день. До пятого класса уроки я делал под керосиновой лампой, и я до той поры не знал, что такое электрический свет. Тогда же я услышал впервые радио и познал волшебный мир слова и мир театра у микрофона, был очарован музыкой театрального диалога и голосов оперных арий, исполняемых Лемешевым. Но главное, наверное, было в том, что мои родители от природы были талантливы: обладали великолепными голосами, дуэтом пели народные песни, выводили мелодии так, что лампы тухли. У мамы был от природы голос колоратурного сопрано, а у отца – баритон. Их часто приглашали на деревенские «балы» (так у нас называли застольные праздники). И их всегда называли по имени, отчеству: Федор Маркович и Екатерина Тереховна. Вот эти-то мои природные «университеты» и заложили в меня то, что из меня и получилось потом. Все было продолжено эстетическим воспитанием в техническом училище №2 г. Брянска, где я учился, и где был огромный выбор художественных кружков: хор, вокал, эстрада, драмкружок, и где все это вели настоящие профессионалы: композиторы, музыканты, артисты филармонии, актрисы театра. Именно там я получил роль Самозванца в трагедии А. С. Пушкина «Борис Еодунов» («Сцена у фонтана»). Я пел, читал фельетоны и играл в драмкружке – я, деревенский подросток! Невероятно!
Мои эстетические «университеты» были продолжены даже во время службы в советской армии, где мне также повезло. Я начинал свою трехлетнюю службу под Москвой, в 40 километрах от столицы: командир военной части лучших солдат по выходным отправлял в Московские театры, филармонию. Так я познакомился с Малым театром, Театром на Бронной, бывал на концертах филармонии. А последовавшая затем командировка в г. Еорький (Нижний Новгород) подарила мне знакомство со спектаклями театра имени Станиславского. Я увидел «Антигону», «Трехгрошовую оперу», неоднократно смотрел гастроли цирка с Олегом Поповым, увидел прощальный концерт знаменитого певца Жака Тат- ляна. Посещал неоднократно художественный музей, музей Максима Горького и т. д.
Словом, и учеба в ПТУ, и служба в армии сформировали мои эстетические вкусы и стали моими институтами-университетами.
– Как вы стали режиссером?
– Что касается моих режиссерских работ – они у меня были, но это для меня было не главным. Первой моей режиссерской работой был дипломный спектакль «Наталья». Я тогда работал актером в областном Адыгейском драматическом театре им. А. С. Пушкина в 1980 г. Там же я был сорежиссером (вторым режиссером) в объединенном спектакле «Тиль Улей Шпигель» Шарля де Костера. Сорежиссером был я в нескольких спектаклях и в нашем театре им. Лермонтова.
– Что характерно для вашего театра «Белый рояль»?
– Что касается моих постановок в созданном мной театре «Белый рояль» – это необычная и особая страница моей театральной деятельности. В университете, где я работал на кафедре народно-художественного творчества, помимо театральной, соседствовали несколько других специализаций: оркестровая, хоровая, хореографическая. Это и толкнуло меня на мысль: как объединить средствами театра все это многообразие художественного разнообразия. Так и появился на свет необычный, ни на что не похожий театр монолога «Белый рояль». Первое представление театра состоялось в 2010 г. в художественной школе на фоне белоснежных античных статуй у настоящего белого рояля.
– Что вы считаете главным в этом театре?
– Главным принципом нашего театра является то, что его спектакли строятся из монологов великой русской и зарубежной классики – драматургии, литературы (Чехов, Тургенев, Некрасов, Б. Шоу, Горький и т.д.). Мы делаем то, что никто не делает!
В нашем театре звучит только живая музыка: фортепиано, скрипка, флейта, чатхан, гитара, бубен. И это принципиально.
Видимо за это мы были удостоены чести быть приглашенными на мировой юбилей П.И. Чайковского на его родину в г. Воткинск в 2015 г. Этой чести мы вновь удостоены и в 2020 г. на его 180-летний юбилей, где представим наш прежний спектакль по детской поэзии Чайковского «Думы ангела» на французском и русском языках в сопровождении живой музыки из «Детского альбома».
– Какие готовите новые постановки?
– В начале нынешнего сезона театр «Белый рояль» осуществил постановку спектакля «Суд Париса» гениального античного автора II века Н. Э. Лукиана из Самосаты, где представлены главные греческие боги и богини в споре: кто из них (богинь) краше.
Всего в репертуаре театра пять названий. «Размышления о …», «И это все о …», «Калейдоскоп судеб» составлены из монологов классики. Спектакль «Златое слово» – это спектакль из русских былин, сказаний. Спектакль «Хакасские древности» составлен из древних сказов хакасских алыптыг нымахов, легенд, и действие в нем развивается в сопровождении чатхана и бубна.
К юбилею русского классика И. С. Тургенева у нас появились два спектакля: «Души грезы», состоящий из монологов по произведениям этого писателя, и моно-спектакль «Розы рока», который родился на основе стихотворений в прозе И. С. Тургенева и рок-музыки в живом исполнении. Наш театр – это живой организм, живет в современном ритме, постоянно обновляется и пополняется. В театр приходят студенты всех уровней: школьники старших классов и взрослые, есть школьники из г. Минусинка. Кто-то остается надолго, кто-то нет…
-Где проводятся ваши репетиции?
– Несколько лет мы базировались в подвале музыкального колледжа при университете, теперь же находимся в актовом зале техникума коммунального хозяйства и сервиса, где нам рады.
Уже два года как мы успешно проводим фестивали монолога «Калейдоскоп», которые проходят в самом широком диапазоне – Абакан, Черногорск, Минусинск. Мы очень тщательно формируем жюри из профессионалов «высшей пробы»: актеров, режиссеров, депутатов, музыковедов.
– Где вы выступаете?
– Особенность нашего театра еще в том, что наши выступления проходят в местах, где нас знают и ждут: республиканская библиотека ХГУ (филологи), молодежное объединение «Альтаир» («Сириус») (ежемесячно), в том числе Институт развития, художественная школа (это святое для нас место), также бывали несколько раз в зоне для заключенных, в колледжах. К сожалению, никак не вырисовываются отношения со школами города (это поражает и удивляет). Выступали мы в кафе «Пиросмани», рок- баре. За нынешний неполный сезон мы уже дали 21 спектакль.
Бываем мы и на выездах – в Бее. В качестве гостей нас приглашают на фестиваль профессиональных театров «Белая юрта». Ежегодно принимаем участие в республиканских фестивалях любительских театров, бываем в числе лауреатов. Словом, бываем мы там, где нас ждут и куда нас приглашают.
Наши репетиции проходят три раза в неделю: понедельник, среду и пятницу, с 16:00 ч. – индивидуальные занятия, с 17:00 ч. – общие репетиции в техникуме коммунального хозяйства.
У нас своя электронная почта, группа в социальной сети «ВКонтакте». Все организационные и постановочные вопросы мы также решаем своими силами, для чего учреждены должности директора-организатора, его заместителя, помощника режиссера, зав. костюмного хозяйства, зав. муз. части. Все наши представления проходят на бескорыстной основе.
Что касается меня, как руководителя данного театра, и моего предыдущего опыта подобной работы, то так сложилось, что, работая актером в профессиональном театре в разных регионах нашей страны, я параллельно вел драмкружки в разных учебных заведениях: в школах, техникумах, институтах.
В объединенном хакасском театре им. М. Ю. Лермонтова я появился в 1985 г. одновременно с главным режиссером Семеном Верхградским, благодаря которому я сыграл свои «эпохальные» роли Рылеева, Свердлова, Фирса, и который приглашал меня в свои спектакли в качестве ассистента режиссера. Конечно же, этот опыт мне пригодился в работе с «Белым роялем».
12 апреля, в День космонавтики, картинная галерея провела встречу со мной, как руководителем театра «Белый рояль», и не только… Встреча проходила на фоне живописных портретов актера Шлыка в ролях, сыгранных им на сцене театра в разное время. Эти портреты созданы художниками А. Г. Кобыльцовым и Н. Я. Кобыльцовой. Во второй части встречи был представлен спектакль «И это все о …», который вобрал в себя монологи классиков хакасских и тувинских сказаний. Ярко прозвучал монолог Александры из пьесы А. Н. Соколова «Фантазии Фарятева» в исполнении молодого дарования Владиславы Петрищевой. Искреннее и эмоциональное исполнение Влады тронуло души публики. Глубоко и проникновенно был представлен в театрализованной форме монолог-стихотворение П. Беранже «Нищая» в исполнении опытной актрисы и музыканта Ирины Колосовой. Средствами глубокого драматического содержания стихотворения Беранже в сочетании с надменными мелодиями скрипки, которую актриса использовала в монологе, – все это нашло живой отклик у присутствующих.
Ярко и самобытно прозвучала хакасская легенда М. Е. Кильчичакова «Семь дев» в исполнении Вероники Меткижековой. Выразительная речь в сочетании с национальным колоритом прозвели впечатление. Неповторимо, своеобразно и неподражаемо звучало музыкально-повествовательное тувинское сказание «Палдыр пежик» в исполнении Артура Сотпа.
Взволнованно, непосредственно был исполнен монолог Эльзы из сказки Е. Шварца «Дракон» Викторией Меткижековой. Глубокое постижение роли своей героини иногда даже мешало ее речевой трактовке, но публика ей поверила.
Почти тождественно к себе, как исполнителю, провел свой монолог молодого неудачника из пьесы А. И. Чехова «Чайка» Егор Десятников. Его выразительная речь, проникновение в мир переживаний своего героя трогает. Данная встреча вобрала в себя мир театра, музыки и яркий живописный ряд, как свидетельство эстетического богатства искусства как такового.
Это интервью записано с согласия Виктора Федоровича Шлыка. Мне хотелось, чтобы как можно больше людей узнало об этом скромном, талантливом деятеле театрального искусства, чтобы ходили на его великолепные спектакли, которые несут в себе высокие благородные мысли и чувства, так необходимые в современном мире.