РЕЦЕНЗИЯ НА СБОРНИК ПЕСЕН И ТАХПАХОВ АВТОРА-СОСТАВИТЕЛЯ Г. Г. ТАНБАЕВА «ЧИРIМ ПАЙЫ» ЧЫЫНДЫЗЫ - «СОКРОВИЩЕ РОДНОЙ ЗЕМЛИ»: НОТНОЕ ИЗДАНИЕ.
- Абакан: Союз композиторов Хакасии, 2019. - 128 с.
REVIEW
ON THE COLLECTION OF SONGS AND TAHPAKHOV
OF THE AUTHOR-COMPONENT OF G.G. TANBAEV "CHIRIM PAYY"
"THE TREASURE OF THE NATIVE EARTH": 2019.-128 s.
Т.С. Гигуашвили
T.S. Giguashvili
В Центре культуры и народного творчества им. С.П. Кадышева 27 апреля 2019 г. состоялся концерт-презентация нотного издания, сборника песен и тахпахов «Чирiм пайы» («Сокровище родной земли»), изданный по проекту Союза композиторов Хакасии, который возглавляет Герман Гаврилович Танбаев, при финансовой поддержке Фонда президентских грантов. Нотный сборник дополняет компакт-диск с записями авторских песен на хакасском языке. Авторы исполняют свои песни, в большинстве своем acapella, некоторые из них звучат под аккомпанемент хакасского музыкального инструмента «агас хомыса» («агас» в переводе с хакасского языка – «деревянный»).
Географическое положение Хакасии определило и общее название популярных хакасских народных мелодий «уйбатско-койбаль- ские», рожденные на центральной территории республики, в уйбатской и койбальской степях, и отличающиеся от них «южные и северные». Хакасская песня имеет автора, имя, например, «Песня Акуна» или «Песня Мачона», потому что каждый кочевник («степняк») был песенником. Ныне известны имена современных авторов песен, самородков, носителей хакасской песенной традиции в возрасте от 55 до 70 лет. Это Н. Торокова, А. Кобелькова, П. Конгарова, В. Белоглазова, И. Абдин, Н. Бурнакова, Е. Кан- зычакова, И. Чанков, А. Курбижекова, Т. Сиренев, Е. Тыгдымаева, А. Тугарин, А. Аршанова, А. Аткнин, П. Штыгашев, Н. Сарчаков, Т. Мага- накова, И. Кобежиков, Т. Будожаков и др. Все они исполнители авторской песни, в каждой мелодии которой есть то, что относится к хакасскому фольклору. Несомненным и очевидным является факт того, что близкая к селам городская культурная среда, культурные связи людей разной национальности повлияли на мелодику авторских хакасских песен.
В сборнике представлены разновидности песен «ыр» («сарын») и «тахпах», их жанровое разнообразие: лирические, любовные, патриотические, военные, колыбельные, трудовые, шуточные, частушки, поздравительные, приветственные, величавые, философские с тематическим многообразием: о человеке и его чувствах, делах, семье, о природе, родине, дружбе, о поисках любви и счастья, смысла поступков – «что лучше?»
Родина в песнях – это материнская земля, отцовская земля, великая земля, богатая земля. Родина и жизнь неразделимы в содержании песни «Рядом с тобой течет моя жизнь». Сокровища родины в понимании песенника Елизаветы Канзычаковой представляются как: «Богатая моя земля, дочери красивы, сыновья сильны. Высокие горы, полноводные реки, широкие степи. По земле хожу, жить хочется. Мой народ пусть будет счастлив на земле богатой такой». Об этом она поет в своей песне «Сокровище моей земли», написанной в жанре городского романса. «Родительский дом», «отцовская земля» – это дорогой дом, где вся родня встречает, «когда родные поют – дорогой подарок мне», – такое представление о доме и дорогом подарке в мировоззрении народа.
В песнях авторы прославляют род Белоглазова, Кобелькова, Боргоякова, Кильчичакова, Сохы, Пурут и др. Ярким образцом этого жанра является песня «Я – ручка золотой ложки» Тамары Кобельковой на музыку народную. В ней поется: «Я – ручка золотой ложки, дочь знаменитых, умных Кобельковых. Я – красавица, умная дочь Абдиных. Я – любимая дочь певца Данила- отца». В песне «Прошедшие годы» Валентины Белоглазовой на музыку народную звучит приглашение родственников к общению и объединению: «Мои из рода Сохы и из рода Пурут давайте дружить, не будем забывать родословную».
Интерес представляет «Колыбельная», слова и музыка народные, записаны от Валентины Белоглазовой. Мать, качая колыбель, ребенку рассказывает, что папа, бабушка, дедушка, прабабушка, прадедушка вернутся из тайги и привезут бумажные и серебряные деньги, положат под подушку и пожелают умных снов. В песне нашло отражение понимания жизненной необходимости защитить ребенка заботой родных, семьи.
С какой любовью, верой и надеждой смотрит народ на мать, сыновей и дочерей. В песне «Сыну» Пака Белоглазова, написанной на стихи Валентины Белоглазовой, сын – часть сердца, частичка души: «Птицы турпаны с белыми крыльями, благословите моего первенца», «птицы ласточки, поднимите ввысь маминого внука», «два сына – два крыла, две опоры красят и греют жизнь матери», «дочь единственная, ласковая». А в песне «Матери», слова и музыка Елизаветы Кан- зычаковой, поется: «Дороже твоей ласки ничего нет, твои теплые слова лучше всех лекарств». Валентина Белоглазова повествует о горечи утраты родителей и о грезах, о несбыточной мечте еще понежиться в их теплых объятиях: «Потеряв ласку и тепло родителей, хожу потерянная, опустошенная, … осиротели сердце и душа…».
Степь, непроходимая тайга, реки Июс, Абакан, Ниня, Есь, озера, горы Ах Тигей, Изыхские, Сартыковские, белые и серебристые в голубой дымке тасхылы; села Белый Яр, Сартыково, аал Аево, Аршаново; травы – богородская, таволжник, белые цветы; птицы – турпаны, ласточки, уточки, лягушки, лошади; хакасский праздник «Айтыс» – все живущие и все происходящее есть в песнях, собранных в новом сборнике.
Веселые, шуточные тахпахи «Обманем», слова и музыка народные, записаны Н. Сарчаковым: «Обманем дочь Тарину, сына Алеху», и, наконец, обманщики делают умозаключение: «У коровы с кривыми рогами языка-то нету на нас пожаловаться». Задиристые тахпахи «Спою я песни», слова и музыка Евдокии Тыгдымаевой: «Я спою тахпахи эти, но не ждите, парни, встреч, чтобы петь со мной дуэтом, у меня дружочек есть».
Радость гостям и лучшие пожелания ярко выражены в «Тахпахтар» («Частушки») Нины Тороковой:
«Род Боргояковых распелся.
Пусть себе всегда поет!»
Или:
«Солнце ясное взошло.
Пусть сияет вечно так!
А кто в гости к нам пришел.
Будет счастлив навсегда!»
По содержанию текстов и музыки песни жизнеутверждающие, светлые, проникнуты глубокой любовью к родине и народу. Сквозной линией через творчество композиторов и поэтов проходят их желание передать людям возвышенные чувства и заботливое отношение к отдельному человеку в одной большой семье – к отцу, матери, ребенку, родственникам, друзьям, гостям – всем живущим рядом на родной земле.
В песне раскрывается жизнь народа и история родной земли. Глубина смысла, заложенного в хакасской народной песне, духовные ценности, веками накопленные народом, впитываются и осознаются людьми через песни – музыкальные жемчужины. Слушая записи, становится понятно единство мировоззрения, идеалов авторов текстов и музыки. Мы наблюдаем процессы преемственности хакасских народных песенных традиций, которые будут продолжаться в новых песнях.