ПЕРВИЧНЫЕ ГЛАГОЛЬНО-ИМЕННЫЕ ОСНОВЫ В ХАКАССКОМ ЯЗЫКЕ
П.Е. Белоглазов
В статье рассматриваются первичные глагольно-именные основы в хакасском языке. Эти основы как рефлекс древнейшей истории тюркских языков, когда было формальное совпадение именной и глагольной основ, различавшихся только в контексте, как синтаксические единицы, а не лексические, имелись во всех тюркских языках и сохранились до настоящего времени. Основой омонимических пар служил корень с глагольным значением. Количество первичных омонимов возрастает по мере удаления вглубь истории языка. Первичные глагольно-именные основы постепенно исчезали, заменяясь вторичными производными формами. Современный хакасский язык в ряде случаев сохранил только один элемент глагольно-именной пары, в некоторых – сохранились или, наоборот, оказались утраченными оба. Они обнаруживаются в других родственных языках.
Исследователи тюркских языков уже давно обратили внимание на совпадение ряда глагольных и именных корней или основ, наблюдаемое во всех тюркских языках. Впервые наиболее полно они были учтены в известном словаре В. В. Радлова. Случаи совпадения глагольных и именных корней-основ отмечали также П. М. Мелиоранский и другие ученые [1, с. 359]. Глагольно-именная омонимия (грамматический синкретизм частей речи) в тюркологии признана в качестве факта, характерного для древнейших эпох развития тюркских языков. Учеными была предложена общая схема исторической последовательности в развитии форм глагольного словопроизводства. Согласно этой схеме, автором которой является Н. К. Дмитриев, наиболее раннюю, в пределах досягаемости, ступень глаголообразования составляет формальное совпадение именной и глагольной основ, которые различаются только в контексте как синтаксические единицы, а не как лексические. На следующей ступени развития языка основной формой словопроизводства является дифференциация глагольных и именных основ за счет фонетического чередования. На дальнейших ступенях развития окончательно складывается механизм аффиксации, который и становится основным средством глаголообразования [2, с. 205]. Терминами «омоним» / «омонимический» обозначаются совпадающие именные и глагольные корни-основы с точки зрения их современного состояния в тюркских языках, «синкретизм» / «синкретичный» – те же совпадения на ранних ступенях истории тюркских языков.
Обратимся к конкретным примерам, учитывая тот факт, что в ряде случаев какой-то элемент глагольно-именной пары отсутствует в хакасском языке, но его можно обнаружить в других тюркских языках: арт- (хак.) «1) вешать, навешивать, перекидывать, перебрасывать что-:/.: 2) взваливать, навьючивать, нагружать; 3) перен. валить, сваливать на кого-л. (свою вину или обязанность)» – арт (хак.) «зад»; ач- (кир.) «проголодаться», аас- (якут.) уст. «голодать, терпеть голод» – ас (хак.) «1. голод; 2. голодный»; пуй- (чув.) «богатеть, обогащаться» – пай (хак.) «1. бай, богач, богатый; 2. 1) богатый, зажиточный, состоятельный; 2) богатый, обильный»; бек- (каз.) «1) укрепиться, упрочиться; 2) окрепнуть; 3) утверждаться; санкционироваться» – пик (хак.) «1. 1) крепкий, прочный; 2) выносливый, здоровый, сильный; 3) стойкий; 4) неизменный, постоянный, глубокий; 5) волевой, решительный; 2. крепко, прочно»; пук- (хак.) «сгибать, гнуть, загибать, свертывать; складывать что-л. (в складки)» – бук (кир.) «место сгиба, отворота»; пут- (хак.) «1) возникать, создаваться, строиться, образовываться (о чем-л.); 2) состоять из чего-л.; 3) заживать, закрываться, сращиваться; 4) зарождаться (во чреве)» – бут (кир.) «целый; целиком, сполна, полностью»; хат- (хак.) «свивать, скручивать, сучить что-л.» – хат (хак.) «слой, ряд»; хос- (хак.) «1) присоединять, прибавлять, добавлять; 2) смешивать; 3) мат. прибавлять; 4) увеличивать, усиливать…» – хос (хак.) «1. пара; 2. парный» и т. д.
В некоторых случаях первичная глагольно- именная пара отсутствует в хакасском языке, но сохраняется в других тюркских языках: ац- (крым.-тат.) «помнить, припоминать», ап- (тур.) «понимать, чувствовать, догадываться» – ац (каз., кирг., тат.) «сознание, соображение, рассудок, чутье», ац (турк.) «восприимчивость, остроумие, понятливость, воспоминание» (эта же основа в оцна- (хак.) «1) понимать, усваивать что-л.’, 2) замечать, примечать что-л.» и оцар- (хак.) «понимать, разуметь что-л., вникать в суть чего-л.»)’, тат- (кирг.) «пробовать на вкус, вкушать» – тат (кирг.) «вкус» (тады- (хак.) «иметь какой-л. вкус, иметь привкус чего-л.») и т. д. По мнению Б. Юнусалиева, основой первичных глагольно-именных пар служил корень с глагольным значением [3, с. 79].
Первичные глагольно-именные основы оказываются устойчивыми элементами лексики и потому, несмотря на утрату их первообразной формы, встречаются в современном хакасском языке в той или иной производной форме, которая служит, в свою очередь, продуктивной основой для дальнейшего словообразования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Севортян Э.В. Аффиксы глаголообразования в азербайджанском языке. – М. 1962.
2. Дмитриев Н.К. Глаголы речи в языках тюркской группы / Н.К. Дмитриев, В.М. Чистяков, Н.3.
Бакеева // Очерки по методике преподавания русского и родного языков в татарской школе. – М, 1962.
3. Юнусалиев Б.М. Киргизская лексикология. – Фрунзе, 1955.